Семьи, где вместе растут дети с особенностями развития и без, не редкость. Однако в попытках построить счастливую семейную жизнь родители таких детей часто испытывают большое давление. Они учатся и откликаться на потребности ребенка с особенностями развития, и прислушиваться к чувствам нейротипичного ребенка — то есть ребенка без ментальных нарушений.
Не существует универсального рецепта счастливой семейной жизни, однако каждый родитель может помочь детям наладить контакт.
Директор Центра «Пространство общения» и психолог Анастасия Рязанова поделилась с «Летидором» практическими рекомендациями, как помочь ребенку построить теплые отношения с особым братом или сестрой.
Обсуждать трудности
Если ребенок понимает, что происходит с его братом или сестрой, находит поддержку у родителей, он не будет додумывать лишнего.
Это убережет его от опасных мыслей, что он «плохой», когда особенный ребенок не хочет с ним играть или не понимает его.
Обсуждение должно соответствовать возрасту: малышам не нужно называть диагнозы — можно просто обращать внимание на различия и общее между детьми:
«Ты говоришь словами, а он — с помощью картинок», «Смотри, вам обоим нравятся воздушные шары».
С детьми постарше уже можно подробнее обсуждать диагнозы и их значение.
Когда в семье есть диалог на тему особенностей развития, ребенок не растеряется и будет знать, что ответить на вопросы других детей в школе или на детской площадке.
Прислушиваться к чувствам обоих детей
Особенные дети требуют повышенного внимания со стороны родителей, поэтому другой ребенок может чувствовать, что мама с папой любят его меньше, и обижаться.
Например, ребенку может показаться несправедливым, что особенный брат или сестра «имеет право» совершенно безнаказанно закричать прямо посреди магазина или нарушить другие правила — в то время как ему такое не позволяется.
В эти моменты родителям важно обсуждать с ребенком его чувства и объяснять, почему так происходит.
В будущем это поможет ему лучше понимать подобные ситуации.
Помогать стать наставником
Общаться с ребенком с особенностями развития бывает непросто. И даже многие взрослые, которые никогда не сталкивались с людьми с ментальными нарушениями, не понимают, как с ними взаимодействовать.
Родители могут помочь ребенку научиться играть с особенным братом или сестрой, но не принуждать его к этому. Лучше предложить ему наставничество и объяснить, как действовать, если «ученика» нужно поддерживать или успокоить, если тот расстроен. Например, включить нужную песню, дать любимую игрушку.
Также вы можете попросить ребенка помочь завязать шнурок или налить чай брату или сестре, если из-за характера нарушений он не может сделать это сам.
Ваш ребенок способен быстро научиться подмечать, когда другому нужна его помощь, — обязательно замечайте такие моменты и поощряйте их!
Вместе переживать маленькие моменты радости
Совместный позитивный опыт играет большую роль, когда дело касается контакта между вашими детьми.
Придумывайте общие занятия — теплые чувства формируют отношения.
Совсем необязательно изобретать что-то мудреное. Например, если особенному ребенку нравятся мыльные пузыри, попросите второго ребенка надувать их для него — это всем доставит радость!
Или приобщите детей к приготовлению пирога в меру их способностей. Даже если особенный ребенок может участвовать, лишь присутствуя с вами на кухне — все равно это будет общим делом для всех!
Не заставлять ребенка общаться в особенным братом или сестрой
Ребенок должен знать, что игра с особенным братом или сестрой — не повинность и он может отказаться от нее, если занят или пока не хочет играть. Следует понимать, что в переходном возрасте отказы могут коснуться не только игры, но и общения.
Восприятие подростков устроено иначе: они часто стремятся к независимости и отгораживаются от семейных хлопот.Родителю важно проявить терпение, оставаясь открытым к чувствам ребенка в переходном возрасте. Несмотря на все бури этого периода, с подростками вполне можно договориться — и тоже поощрять, если они проявляют инициативу в заботе об особенном брате или сестре. Ссылка на материал