Во время общения даже говорящие люди используют неречевые способы коммуникации: мы жестикулируем, выражаем что-то взглядом или мимикой. В реальности существует гораздо больше способов общения!
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) — это способы, с помощью которых неговорящий (невербальный) человек может общаться.
Самый известный способ АДК — жестовый язык, который используют глухие и слабослышащие люди. А для детей со множественными нарушениями развития есть особенные инструменты, которые специалисты подбирают с учетом возможностей конкретного ребенка.
Октябрь — месяц альтернативной и дополнительной коммуникации для особенных детей. О нескольких популярных видах АДК «Летидору» рассказала Анастасия Сигунова, психолог Центра «Пространство общения».
Коммуникаторы
Они бывают разными. Самые простые — это кнопки, которые воспроизводят записанное сообщение. Например, «Чай!» или «Еще!».
Запись включается, когда человек нажимает на кнопку или какой-то дополнительный переключатель или рычаг.
Коммуникаторы могут быть большие и маленькие, сенсорные, с наклоном или в виде квадратных кнопок, на которые можно приклеивать объемные символы (например, чашку).
Такие простые коммуникаторы подходят детям с ментальными нарушениями, которые только начинают осваивать АДК, или тем, кому не подходят более сложные средства из-за моторных ограничений.
Если простых устройств в какой-то момент станет недостаточно, можно подключать более сложные — например, Sounding Board, iTalk2 и другие. На YouTube-канале Центра есть подробные обзоры многих из них.
Вспомогательные кнопки
В силу особенностей нарушений некоторые дети не могут общаться с помощью слов. А детям с ДЦП в целом сложно делать что-либо самим, поэтому помимо кнопок для коммуникации в АДК используются вспомогательные кнопки.
Например, в играх такие кнопки можно припаять к электронным игрушкам — лающим собачкам или игрушкам, которые при нажатии на кнопку выпускают мыльные пузыри.
Бонус: кнопки не обязательно покупать — их можно печатать на 3D-принтере.
При поддержке Фонда Президентских грантов и ДНГП мы развиваем «Мастерскую ассистивных технологий» на базе Центра и в прошлом году приобрели 3D-принтер.
Сейчас активно экспериментируем с разработкой таких функциональных кнопок — потому что, играя, дети также познают мир и учатся с ним взаимодействовать в пределах своих возможностей.
Коммуникативные книжки
Это удивительный инструмент, потому что по факту у каждого ребенка будет своя личная книжка — это словарь с картинками и фотографиями, которые относятся именно к его жизни.
Картинки можно сделать самим или использовать специальные бесплатные программы с большой базой картиной — например, Picto-Selector.
Книжку можно «прокачивать» с помощью закладок: например, на одной странице может находиться вся еда, и она будет отмечена специальным ярлыком.
Кроме того, с помощью книжки ребенок, если у него есть такая возможность, может строить более сложные фразы, перелистывая картинки — например, «Я хочу сок», где слова «я», «хотеть» и «сок» находятся в разных разделах книжки.
Бывают и другие книжки, где весь словарь разбросан по отдельным карточкам: ребенок ищет нужный ему символ — например, «вафли», — и приклеивает на специальную липкую поверхность или дает в руки собеседнику. Таким образом он может, например, попросить игрушку или что-то вкусное.
Коммуникативные приложения
Коммуникативные приложения похожи на книжки — только представлены в цифровом виде. В них также можно составлять индивидуальные словари, но у них есть ряд преимуществ перед «аналоговым» вариантом:они могут произносить нужные слова за неговорящего собеседника, когда он нажимает на определенную кнопку.
Этот способ АДК больше похож на поддержку реального диалога — как в жизни, когда мы обмениваемся фразами, в чем его еще один бесспорный плюс.
Кроме того, такие приложения легко установить на планшет, который удобно носить собой.
Также у специалистов Центра есть наблюдение: человек с приложением в планшете, скорее всего, будет более успешен в общении, находясь среди людей — просто потому, что окружающим людям привычнее видеть планшет, чем книжку с картинками.
Жесты
Жесты хороши тем, что позволяют сохранять контакт глаза в глаза при общении. Также их можно подкреплять эмоциональной мимикой, поэтому ребенку так проще общаться и понимать других, если он не может использовать жесты сам.Еще один плюс жестов в том, что они прекрасно дополняют другие виды коммуникации: их можно совмещать с теми же книжками — например, картинку «Привет!» можно «проиллюстрировать» всем известным помахиванием ладонью.
Но в этом виде АДК есть свои недостатки: жестовым языком более глубокого уровня владеют далеко не все люди — партнерам по коммуникации (обычно это близкие люди) тоже придется выучить его.
Кроме того, жесты не всем доступны: они не подходят для людей с моторными нарушениями, потому что некоторые из них могут быть очень сложными.
Встречается еще одна проблема: если ребенок с моторными нарушениями знает много жестов и пытается показать несколько подряд, они в какой-то момент могут начать «сливаться». Например, в нашем Центре занимается мальчик, который показывает слова «мячик», «книжка» и «машина» довольно похоже, и точное значение слово нужно угадывать по контексту.
Айтрекер
Это специальная приставка, которая позволяет управлять происходящим на экране компьютера глазами.Она считывает движения глаз за счет инфракрасных лучей.
Эту приставку можно откалибровать — настроить индивидуально, чтобы она правильно считывала, куда смотрит конкретный человек с учетом положения его глаз.
Айтрекер подходит для детей с двигательными и речевыми нарушениями, но сохранным интеллектом.
Чтобы им пользоваться, желательно, чтобы ребенок мог держать голову. Поставив одну из специальных программ на компьютер — они бывают как платные, так и бесплатные, — человек сможет общаться, выбирая на экране нужные картинки, или использовать виртуальную клавиатуру, печатая текст взглядом.
Какой способ АДК выбрать
В целом не существует идеального способа АДК. Но хорошо, если разные способы дополняют друг друга, потому что у каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Например, высокотехнологичные средства могут сломаться — и потребуются средства, чтобы их починить.
А если человек пользуется не только, например, планшетом, но и книгой как дубликатом, велик шанс, что ребенок не останется без своего словаря.
Стоит научить ребенка сигнальным жестам — особенно тем, которые могут экстренно пригодиться, например, «Помоги!».
Так ему не придется каждый раз искать эти слова в книге или планшете.
Подбирая средства АДК, специалисты ориентируются на то, что доступно ребенку. Например, он выучил несколько жестов, и, если дальнейшее обучение затруднено из-за моторных ограничений, он может освоить картинки.
Если он пользуется коммуникатором на планшете, то параллельно можно сделать бумажную книгу — на всякий случай, и при этом продолжать работать с жестами.
Следует взять по максимуму из возможностей ребенка, чтобы ему было проще, удобнее и быстрее общаться.
Ссылка на материал