Специалисты Центра “Пространство общения” адаптировали пять настольных игр для детей с ментальными и множественными нарушениями. Это игры “Звонго”, “Мемори”, “Синий слоник”, “Тру-ля-ля” и “UNO Junior”. К правилам игр прилагаются таблицы участия разных уровней, использующие карточки АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации).
Скачать адаптированные игрыНекоторые дети не играют в настольные игры потому, что взрослые считают, что игра недоступна для ребенка по разным причинам: слишком сложные правила, слишком мелкие детали, необходимо долго ждать своей очереди действовать, «ребенок все равно не радуется победе» и т. д. Важно помнить, что в игре главное — участие, а не выигрыш. Поэтому, если нам кажется, что по каким-либо причинам ребенок не может играть в определенную игру, стоит подумать, как ее можно изменить или адаптировать, чтобы она стала доступной для него. Цель игры для ее участника — весело и качественно провести время. Ребенок, играя, не стремится к конкретным практическим результатам — научиться читать, считать и т. д. Взрослый, в свою очередь, может ставить какие-то конкретные цели и задачи в игре, но они не должны превалировать над главной идеей — получить удовольствие, — а могут быть второстепенными и не слишком навязчивыми или сложными для ребенка. Например, ребенок может выбрать игру в лото (возможно, это будет лото с изображениями персонажей мультфильмов). Продуктивные цели для разных игроков могут быть разными: для одного это тренировка внимания, для другого — оптимальные условия для моделирования и отработки жеста, обозначающего «Дай мне» и т. д. Наша общая цель — вместе провести время, поиграть.
Чтобы игра стала доступной для детей и взрослых с ТМНР, чтобы они могли быть активными участниками игрового процесса, нередко возникает необходимость адаптировать те или иные составляющие игры: упростить правила, увеличить размер деталей, подобрать интересную участникам тему и т. д.
Скачать адаптированные игры