Специалисты по АДК Центра “Пространство общения” Руслан Вялитов и Анастасия Блинова подготовили методическое пособие “Адаптация игрушек и создание специальных переключателей для детей с нарушениями развития”.
Читать пособиеИгра является необходимым условием для развития каждого ребенка. Все дети, пока растут и развиваются, осваивают различные игры и игрушки. Таким образом они приобретают новые знания и навыки. Детям с двигательными и интеллектуальными нарушениями многие игры, в том числе разные электронные игрушки, недоступны. Из-за имеющихся ограничений им бывает трудно понять, как они работают, активируются. Также в силу двигательных ограничений они просто физически не могут сами использовать и включать игрушки.
Эту проблему можно решить созданием адаптированных игрушек, к которым можно подключить специальные переключатели, активирующие игрушку или ее определенную функцию. Например, можно адаптировать мягкую игрушку, которая воспроизводит мелодию при нажатии на маленькую кнопку на ее корпусе и которую не сможет включать ребенок, если у него нарушена мелкая моторика. Достаточно произвести небольшую доработку, чтобы появилась возможность подключить к игрушке внешний переключатель, например, большую внешнюю кнопку, которая будет расположена в удобном месте для ребенка и по которой ему достаточно будет ударить.
Наше методическое пособие ставит своей целью показать простейшие примеры адаптации игрушек и создания простых переключателей, которые могут быть реализованы с минимумом затрат даже неподготовленными людьми. Следуя нашей пошаговой инструкции, вы сможете собрать переключатель и адаптировать простую игрушку.
Однако вам нужно иметь представление о том, как пользоваться паяльным инструментом. Если вы никогда раньше не сталкивались с этим оборудованием, прежде чем приступить к адаптации игрушек и созданию переключателей, обратитесь за советом к кому-то, кто может показать вам основы техники, или посмотрите пару видеороликов в интернете — «основы пайки», «как пользоваться паяльником» и т. п. Это убережет вас от возможных травм, ошибок и других проблем в процессе работы.
Методическое пособие может быть полезным для специалистов по альтернативной и дополнительной коммуникации, а также для родителей детей с нарушениями развития.