Альтернативная и дополнительная коммуникация

Если мы не можем общаться, мы не можем ничем поделиться друг с другом. Представьте себе, как это может быть неприятно и грустно: невозможно выразить свои эмоции, поделиться своими впечатлениями, дать понять, чего вы хотите, выразить своё отношение или сделать выбор.

У каждого человека должна быть возможность общаться, в том числе и у тех, кто не может пользоваться устной речью. К счастью, существует АДК – альтернативная и дополнительная коммуникация

   

Что такое АДК?

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) – это различные методы и средства общения, которые могут заменять или дополнять устную речь. В АДК входят символы, устройства, технологии и стратегии, которые помогают детям и взрослым, испытывающим трудности в общении через устную речь.

АДК является научно обоснованным методом обучения и повышения качества жизни людей, которые не могут общаться с помощью речи.
Существует множество способов, методик и материалов, которые помогают таким людям общаться, выражать себя и понимать окружающих.

   

Кому нужно использовать АДК?

Некоторым детям или взрослым может быть трудно или невозможно общаться при помощи речи. Задержка речевого развития или утрата способности вербальной коммуникации возможны по следующим причинам:

  • тяжелая форма ДЦП
  • результат инсульта, черепно-мозговой травмы
  • задержка интеллектуального развития
  • расстройства аутистического спектра
  • серьезные проблемы со слухом
  • сочетание сразу нескольких факторов
Альтернативная и дополнительная коммуникация может быть нужна самым разным людям.
   

Зачем использовать АДК?

Все мы в повседневной жизни используем АДК. Машем на прощание, показываем на предмет или картинку пальцем вместо длительных объяснений. Указываем рукой направление, если у нас спросили дорогу. В чужой стране мы будем жестикулировать еще активнее. Мы делаем это, чтобы нас быстрее и лучше поняли.

Мы обращаемся к этим способам эпизодически. Неговорящие люди используют похожие или другие способы коммуникации постоянно, каждый день.

Специалисты по АДК опираются на сильные стороны человека, его возможности и ресурсы, чтобы компенсировать трудности в коммуникации. Они учитывают ограничения человека и подбирают такой способ общения, который заменит или дополнит речь. АДК должна сделать для этого человека коммуникацию максимально простой и быстрой.

Предоставляя людям возможность общаться с помощью АДК, мы улучшаем качество их жизни.

АДК дает возможность выражать свои решения, нужды и потребности, получать образование, участвовать в социальной жизни, устанавливать близкие дружеские отношения.
Всё это повышает независимость человека и положительно сказывается на его качестве жизни, психологическом и эмоциональном состоянии.

Ограничение или отсутствие способности общаться с другими людьми, сложности в коммуникации часто имеют тяжелые последствия:

  • отставание в социально-когнитивном развитии
  • изоляция
  • тревога
  • фрустрация
  • депрессия

С помощью АДК можно помочь человеку лучше понимать других и обеспечить его средством для самовыражения и для взаимодействия с другими людьми.

   

Что представляет из себя АДК?

АДК включает в себя способы коммуникации двух типов:

  • без вспомогательных средств – жесты, мимика, язык тела, вокализации или движения
  • с использованием вспомогательных средств – от картинок-символов и объемных предметов-символов до современных компьютерных технологий, айтрекеров, позволяющих управлять устройствами взглядом, и даже нейроимплантов

Неговорящие люди, как правило, используют разные виды и формы АДК, которые дополняют друг друга.

У каждого человека может быть свой собственный набор средств АДК.
   

Какие бывают средства АДК?

Существует множество самых разных средства, которые могут помочь человеку общаться. Обычно выделяют две большие группы:

  • Низкотехнологичные средства коммуникации: системы, не требующие источника энергии. Это могут быть картинки, графические знаки, предметные символы, коммуникативные книжки и т.д.
  • Высокотехнологичные средства коммуникации: различные устройств, в том числе электронные гаджеты, требующие источник энергии. Например, кнопки-коммуникаторы, планшеты с установленными коммуникативными приложениями, интерактивные доски и т.д.

Как низко-, так и высокотехнологичные средства коммуникации очень разнообразны. Их могут использовать дети, взрослые, пожилые, люди с двигательными, когнитивными или иными особенностями, а также их сочетаниями.

Средства АДК – это не всегда сложные и дорогие устройства. Это также предметы, символы, фотографии, простые кнопки-коммуникаторы и т.д. При этом с помощью таких простых средств можно выстраивать целые фразы и сообщения. Эти средства АДК доступны и для детей с нарушениями интеллекта. Важно правильно подобрать подходящее и доступное средство коммуникации.

   

Когда нужно начинать использовать АДК?

Самое быстрое развитие речевых навыков у людей происходит в первые годы жизни, обычно от полутора до трех лет. Это связано сензитивным периодом, когда мозг маленького человека растет и развивается очень быстро, в нем устанавливается много новых нейронных связей. Это наиболее благоприятный период для освоения языка и речи.

Если развитие речи по какой-то причине ограничено или невозможно, важно не упустить этот благоприятный период для освоения других способов коммуникации.
В противном случае освоение коммуникативных навыков даже с использованием АДК может быть осложнено и получится не таким быстрым.

   

Влияет ли АДК на развитие речи?

Исследования последних десятилетий говорят о том, что АДК не мешает формированию речи.
В некоторых случаях АДК может даже способствовать ее развитию, подобно тому как использование наглядных материалов помогает нам в освоении иностранного языка.

Общение посредством речи обычно куда быстрее, естественнее и экономичнее, чем с помощью АДК. Поэтому люди всегда будут стремиться использовать речь, как только она станет для них доступна. При этом даже не говоря, но пользуясь АДК, ребенок учится разговаривать: моделирует разные коммуникативные ситуации, привлекает внимание, инициирует общение.

   

АДК необходима только тем, у кого нет речи?

Средства АДК могут способствовать развитию речи. Поэтому рекомендуется вводить использование АДК детям, которые начали, но ещё недостаточно хорошо научились говорить. Средства АДК в этом случае будут дополнять и поддерживать речь. С развитием речевых навыков потребность в таких средствах отпадет, при этом до тех пор не будет страдать социально-когнитивное развитие ребенка.

АДК может быть полезна для тех людей, кто может говорить, но их речь своеобразна или не совсем разборчива. Бывает, что кроме близких людей их почти никто не понимает достаточно хорошо. В этом случае средства АДК могут стать ситуативным инструментом общения с малознакомыми людьми.

   

Сколько времени нужно, чтобы научиться пользоваться АДК?

Время зависит от конкретного человека и выбранной системы. Научиться общаться с помощью системы АДК может быть задачей, требующей продолжительного времени.

Научиться управлять системой АДК может быть относительно просто. Однако может потребоваться больше времени, чтобы научиться эффективно использовать систему АДК на практике, в разговоре с другими людьми.

Часто ребенок учится общаться с помощью средств АДК так же, как мы учимся общаться на иностранном языке. Нужно сначала запомнить слова, а потом практиковаться в разговоре, прежде, чем вы почувствуете себя хотя бы немного увереннее. Способствовать в освоении АДК ребёнку в первую очередь могут ближайшее окружение, семья. Очень сильно поможет, если ребёнок сможет пользоваться АДК не только дома, но и в других ситуациях и средах, например, в школе.

 

Трудно ли общаться с человеком, использующим АДК?

Когда вы впервые ведете разговор с кем-то, использующим АДК, это может показаться странным и немного неловким. Однако помните, что вы ведете беседу с человеком, а не с самой системой АДК. Вам не нужно глубокое понимание того, как работает система АДК, вам просто нужно слушать, что “говорит” человек. Это потребует от вас определенных усилий, но это очень важно.

Любая система АДК, даже примитивная, намного лучше, чем отсутствие возможности общаться.
   

Нужна ли АДК вашему ребёнку?

Будет полезно подумать об использовании АДК, если:

  • Ребёнок еще маленький, но относится к группе риска по задержке или остановке речевого развития, например, у него ДЦП, синдром Дауна, аутизм или другие нарушения.
  • Ребенок произносит несколько слов, учится говорить, иногда пытается донести до вас что-то и расстраивается, что вы его не поняли.
  • Ребёнок говорит, и вы его понимаете, но другие люди понимают его плохо.
  • У ребёнка нет речи.

Прежде, чем дети смогут больше узнать о мире, в котором они живут, им необходимо получить доступ к одному или нескольким средствам коммуникации. Тогда они смогут делиться своими открытиями с близкими и познавать мир через общение с ними.

Общение – важнейшее право для каждого человека, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, для невербальных детей и взрослых.

Использование АДК может дать им необходимую поддержку в реализации этого права.

    Скачать готовый пример
Фото и видео
Назад к списку
Поделиться

Мы создаем пространство, в котором нет лишних

/usr/share/nginx/prostranstvo.x4.digital/